Главная » Статьи » Мои статьи

Факторы, вызывающие стресс в школе.

За последние 5 лет в России значительно увеличилось количество людей с психическими и нервными расстройствами. По данным статистики, в нашей стране каждый третий ребенок рождается с нарушениями центральной нервной системы в связи с воздействием на мозг ребенка неблагоприятных факторов (в частности, стрессов) во время беременности, родов и сразу же после рождения. Часто обнаруживается это только с поступлением ребенка в школу в виде легких неврологических и психологических отклонений.

Слово "стресс" впервые ввел в обиход канадский врач и биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье. Он же обосновал свое учение о стрессе и дистрессе. Неверно понимать под стрессом только такое нервное напряжение, которое приводит к болезням, утверждает Селье. Он говорит, что стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Значит, стресс - это не только нервное напряжение. Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс. Стало быть стресс - это приспособление организма к любому воздействующему на него явлению, это его реакция на сильное чувство и ощущение. 

В целом, систематизируя различные виды стресса, можно выделить два основных его вида:

1. физический стресс

2. психологический стресс

Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота и глубина нашего дыхания возрастают. Мы чувствуем себя возбужденными. Мы замечаем, как напрягаются мышцы туловища, как мы плотно стискиваем зубы, как сжимаются пальцы в кулаки, как усиливается чувство внутреннего беспокойства, тревоги. Эти реакции помогают нам распознать и адаптироваться к физическим стрессам. Однако много современных стрессов являются скорее психологическими, чем физическими. Стресс меняет биохимию человека и может нарушить работу всех органов и тканей. Длительное воздействие его может увеличить уровень холестерина в крови, снизить защитную реакцию организма, увеличить риск развития онкологических заболеваний, гипертонической и язвенной болезни, ишемической болезни сердца, а также простудных и вирусных заболеваний, мигрени, болей в пояснице.

Первыми и достаточно частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость, утомляемость, общая слабость.

Сложно перечислить все причины стрессовых расстройств, но ученые предлагают следующую систематизацию основных причин стресса:

 

1. патологические наследственные факторы; 

2. особенности личности; 

3. возраст (юношеский, поздний); 

4. особые периоды жизни;

5. тяжелые телесные заболевания;

6. негативные потрясения, "удары судьбы" (смерть или тяжкая болезнь близких, развод, и т.д.);

7. стихийные бедствия, катастрофы;

8. неспособность или потеря доверительного общения со своим близким окружением;

9. низкий уровень или отсутствие социальной поддержки;

10. физические и эмоциональные перегрузки во время учебы.

 

  Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению,

для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых -

это часть человеческой природы с самого раннего детства.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным

для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же

время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются боли в животе и головные боли.

Перегруженные занятиями дети часто подвержены стрессу, и подобное психо-эмоциональное перенапряжение может вызвать у ребенка очень серьезные расстройства. Например, депрессии, страхи, нервные тики, нарушение самооценки, инфантилизм и т.д. Список, к сожалению, длинный.

Вы должны насторожиться, если видите резкое изменение поведения ребенка: малыш становится капризным и неуправляемым, не хочет идти в школу или детский сад, кажется напряженным или испуганным, замкнутым, жалуется на боли, которые не может диагностировать врач. Потенциально стрессовый период, через который проходят все дети, - это «первый раз в первый класс». Детские врачи даже заметили, что к концу первой четверти обучения некоторые первоклашки худеют, начинают жаловаться на головные боли, становятся капризными. В это время ребенку нужно помочь справиться не только с психологической, но и с физической нагрузкой - ведь ему нужно целый урок сидеть в одной позе.

Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. 

Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик, мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.

 

Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. 

Приведем здесь еще некоторые приемы, которые могут оказаться полезными в  преодолении психоэмоционального напряжения у детей.

 Конечно, всякому нормальному ребенку больше нравится играть, а не учиться. Ничего не поделаешь: это – особенность детского сознания. Поэтому, чтобы учеба была успешной, она должна напоминать игру и приносить в жизнь ребенка немного задора и азарта. Пусть в ней не останется места зубрежке! От позиции, которую заняли родители, зависит, насколько их школьник преуспеет в получении знаний, в общении со сверстниками и в отношениях с учителями. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, всегда готовы выслушать, помочь и если нужно защитить.  

Правила успеха. Хвалите ребенка, когда есть прогресс хоть в чем-то, (например, три ошибки в диктанте, а вчера было пять), и постарайтесь не ругать, даже когда в дневнике красуется несколько плохих оценок подряд. Нужно войти в контакт с ребенком, а после этого выяснить суть проблемы и попробовать ее решить вместе.

Когда учитель не прав. Успехи в учебе зависят не только от репутации школы и ее «специализированности», а на 90% - от первой учительницы и классного руководителя. Здорово, когда ребенок  попадет к требовательному, но доброму и понимающему педагогу. Такому, который не навредит ребенку установками вроде «Если ты будешь таким невнимательным, тебе дорога - в дворники», «Смотри-ка, ногти накрасила. Что из тебя может вырасти?!» 

Для ребенка - огромный стресс, когда учитель, поступает несправедливо.

 Конфликт со сверстниками. Ребенку необходимо  объяснить, что мнение коллектива надо принимать к сведению, но следовать ему не обязательно. В старших классах случаются конфликты и посерьезнее, но они часто связаны с особенностями переходного возраста. Если вы подозреваете, что ребенок не уживается в коллективе, понаблюдайте, приглашают ли его на дни рождения, ходит ли он вместе со всеми на вечера и дискотеки, рассказывает ли об одноклассниках.

 Попробуйте включать воображение. Детей школьного возраста можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. 

 Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха. Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Сова14 (28.01.2013)
Просмотров: 5437 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0