Главная » Статьи » Мои статьи |
За последние 5 лет в
России значительно увеличилось количество людей с психическими и нервными
расстройствами. По данным статистики, в нашей стране каждый третий ребенок
рождается с нарушениями центральной нервной системы в связи с воздействием на
мозг ребенка неблагоприятных факторов (в частности, стрессов) во время
беременности, родов и сразу же после рождения. Часто обнаруживается это только
с поступлением ребенка в школу в виде легких неврологических и психологических
отклонений. Слово "стресс" впервые ввел в обиход канадский врач
и биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и
хирургии Ганс Селье. Он же обосновал свое учение о стрессе и дистрессе. Неверно
понимать под стрессом только такое нервное напряжение, которое приводит к
болезням, утверждает Селье. Он говорит, что стресс - это неспецифический ответ
организма на любое предъявленное ему требование. Значит, стресс - это не только
нервное напряжение. Любое непривычное для организма воздействие - чувство
гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция,
реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс. Стало быть стресс -
это приспособление организма к любому воздействующему на него явлению, это его
реакция на сильное чувство и ощущение. В целом, систематизируя
различные виды стресса, можно выделить два основных его вида: 1. физический стресс 2. психологический
стресс Сталкиваясь со
стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных
механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное
давление повышается, частота и глубина нашего дыхания возрастают. Мы чувствуем
себя возбужденными. Мы замечаем, как напрягаются мышцы туловища, как мы плотно
стискиваем зубы, как сжимаются пальцы в кулаки, как усиливается чувство
внутреннего беспокойства, тревоги. Эти реакции помогают нам распознать и
адаптироваться к физическим стрессам. Однако много современных стрессов
являются скорее психологическими, чем физическими. Стресс меняет биохимию
человека и может нарушить работу всех органов и тканей. Длительное воздействие
его может увеличить уровень холестерина в крови, снизить защитную реакцию
организма, увеличить риск развития онкологических заболеваний, гипертонической
и язвенной болезни, ишемической болезни сердца, а также простудных и
вирусных заболеваний, мигрени, болей в пояснице. Первыми и достаточно
частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость,
утомляемость, общая слабость. Сложно перечислить все причины стрессовых
расстройств, но ученые предлагают следующую систематизацию основных причин стресса: 1. патологические наследственные факторы; 2. особенности личности; 3. возраст (юношеский,
поздний); 4. особые периоды жизни; 5. тяжелые телесные
заболевания; 6. негативные
потрясения, "удары судьбы" (смерть или тяжкая болезнь близких,
развод, и т.д.); 7. стихийные бедствия,
катастрофы; 8. неспособность или
потеря доверительного общения со своим близким окружением; 9. низкий уровень или
отсутствие социальной поддержки; 10. физические и эмоциональные
перегрузки во время учебы. Стресс у
детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс
может быть не только у взрослых - это часть человеческой природы с самого
раннего детства. Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо
всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого
соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются боли в
животе и головные боли. Перегруженные занятиями дети часто
подвержены стрессу, и подобное психо-эмоциональное перенапряжение может вызвать
у ребенка очень серьезные расстройства. Например, депрессии, страхи, нервные
тики, нарушение самооценки, инфантилизм и т.д. Список, к сожалению, длинный. Вы должны насторожиться, если видите
резкое изменение поведения ребенка: малыш становится капризным и неуправляемым,
не хочет идти в школу или детский сад, кажется напряженным или испуганным,
замкнутым, жалуется на боли, которые не может диагностировать врач. Потенциально
стрессовый период, через который проходят все дети, - это «первый раз в первый
класс». Детские врачи даже заметили, что к концу первой четверти обучения
некоторые первоклашки худеют, начинают жаловаться на головные боли, становятся
капризными. В это время ребенку нужно помочь справиться не только с
психологической, но и с физической нагрузкой - ведь ему нужно целый урок сидеть
в одной позе. Кроме того, дети, испытывающие
значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети
могут вернуться к младенческому поведению. Дети постарше демонстрируют признаки
депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие
проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках
ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают
нервные привычки или у них возникает судорожный тик, мигание, дерганье,
наматывание волос на пальцы или частое глотание.
Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и
терпение. Приведем здесь еще некоторые приемы, которые могут оказаться полезными в
преодолении психоэмоционального напряжения у детей. Конечно, всякому
нормальному ребенку больше нравится играть, а не учиться. Ничего не поделаешь:
это – особенность детского сознания. Поэтому, чтобы учеба была успешной, она
должна напоминать игру и приносить в жизнь ребенка немного задора и азарта.
Пусть в ней не останется места зубрежке! От позиции, которую заняли родители,
зависит, насколько их школьник преуспеет в получении знаний, в общении со
сверстниками и в отношениях с учителями. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что
его любят, всегда готовы выслушать, помочь и если нужно защитить. Правила успеха. Хвалите ребенка, когда есть прогресс хоть в чем-то, (например, три ошибки в
диктанте, а вчера было пять), и постарайтесь не ругать, даже когда в дневнике
красуется несколько плохих оценок подряд. Нужно войти в контакт с ребенком, а
после этого выяснить суть проблемы и попробовать ее решить вместе. Когда учитель не прав. Успехи в учебе зависят не только от репутации школы и
ее «специализированности», а на 90% - от первой учительницы и классного
руководителя. Здорово, когда ребенок попадет к требовательному, но
доброму и понимающему педагогу. Такому, который не навредит ребенку установками
вроде «Если ты будешь таким невнимательным, тебе дорога - в дворники»,
«Смотри-ка, ногти накрасила. Что из тебя может вырасти?!» Для ребенка - огромный
стресс, когда учитель, поступает несправедливо. Конфликт со сверстниками. Ребенку необходимо объяснить, что мнение коллектива надо
принимать к сведению, но следовать ему не обязательно. В старших классах
случаются конфликты и посерьезнее, но они часто связаны с особенностями
переходного возраста. Если вы подозреваете, что ребенок не уживается в
коллективе, понаблюдайте, приглашают ли его на дни рождения, ходит ли он вместе
со всеми на вечера и дискотеки, рассказывает ли об одноклассниках. Попробуйте включать
воображение. Детей школьного возраста
можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет
на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и
ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. Укрепите у них чувство
уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на
стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите
ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте
ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха.
Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или
плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти
такие занятия, которые они исполняют успешно. | |
Просмотров: 5437 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |