Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование ключевых компетенций.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

o Компетенция — это общая  способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

o Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Каким требованиям, по вашему мнению должно соответствовать образовательное пространство урока, школы, чтобы ученик мог овладеть ключевыми компетенциями?

Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования:

Чёткое формирование образовательных задач

Определение оптимального содержания урока

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

Особенности самоорганизации учителя

Организация познавательной деятельности

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

Организованность учащихся

Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

Урок должен быть эмоциональный

Темы и ритм урока должен быть оптимальным

Полный контакт учителя и учащихся.

Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

Смена видов деятельности

Обеспечение активного учения каждого ученика.

4. Требования к гигиене урока:

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Предупреждение утомления

Чередование видов деятельности

Физкультминутка

Правильная рабочая поза учащихся.

Соответствие роста школьной мебели.

        В своей  деятельности  я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

l  Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

Здесь надо отметить, что основная задача обучения английскому языку – это формирование коммуникативных навыков, поэтому формирование коммуникативной компетенции является основной задачей учителя иностранного языка.

 

 

l  Информационных – владение информационными технологиями.

Учитывая , что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом,   в своей практической  деятельности  я  создаю оптимальные условия учащимся  для развития  их потенциальных возможностей,  формирования  самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через  внедрение информационных технологий  в процесс обучения.  Использование их  в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.  Это  позволяет  мне  реализовать цели и задачи по  формированию ключевых компетенций  учащихся.   

 

l  Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

l  Нравственных — способность жить  по общечеловеческим  нравственным  законам.

 

Для  формирования  данных  компонентов    использую  в процессе  обучения :

-  презентации

Применение  презентаций  на уроке  позволяет  мне:

l  Более качественно реализовать принципы  наглядности и доступности при  обучении,

l  Создавать проблемные ситуации на уроке, что  активизирует  познавательную деятельность учащихся,

l  Эффективнее использовать  время на уроке.

 

 

- Электронные учебные комплекты

 

Данные    технологии   способствуют: 

l  Активизации познавательной  деятельности учащихся.  

l  Развитию  вариативности мышления,.

l  Направленности  мыслительной  деятельности учащихся на поиск  и исследование.

 

В последнее время  я активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

 

В заключении хотелось бы сказать, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Сова14 (28.01.2013)
Просмотров: 2537 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0