Главная » Статьи » Мои статьи

Организация усвоения учебной информации учащимися на современном этапе.

По сути дела обучение  - это процесс усвоения знаний, умений, навы­ков на требуемом уровне за определенный период.

         Под уровнем усвоения понимают степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимся в резу­льтате обучения. Интуитивно этот параметр достаточно понятен, поскольку все мы постоянно в ходе нашего обу­чения оценивались по разным предметам, как на уроках, так и на многочисленных экзаменах оценками от двойки до пятерки. В то же время вряд ли мы понимали достаточ­но определенно, за что нам ставили те или иные оценки: все это было либо делом случая, либо произволом экзаме­натора, но всегда сюрпризом для нас. Параметр уровень усвоения, обла­дая полной диагностичностью, позволяет точно задать цель изучения предмета и каждого учебного элемента, а также проверить с любой точностью и надежностью степень их усвоения учащимися

Научной основой для выделения параметра уровень усвоения в качестве меры усвоения деятельности явились труды многих ученых прошлого и настоящего, предпри­нявших попытки найти способ диагностичного описания цели обучения и объективного контроля степени ее до­стижения. Среди многих имен особо выделяются труды Бине А., Блума Б. С., Выготского Л. С., Гербарта И. Ф., Коменского Я. А., Рубинштейна С. Л., Ушинского К. Д. и др. Трудами этих ученых сформировалась весьма продук­тивная теория, объясняющая природу человеческого уче­ния и деятельности. В основе этой теории лежит постулат о том, что любая деятельность выполняется человеком то­лько на основе ранее усвоенной им информации и тем успешнее, чем это усвоение качественнее и прочнее. Ка­чество усвоения информации описывается названным параметром уровень усвоения. По качеству усвоения ин­формации различают репродуктивное и продуктивное усвоение. При репродуктивном усвоении уча­щийся лишь воспроизводит ранее усвоенную информа­цию (в речи или в уме) о методах деятельности и в практи­чески неизменном виде применяет ее для выполнения ти­повых действий. Мастерство выполнения действий, в свою очередь, зависит от полноты усвоения. При продук­тивном усвоении учащийся не только воспроизводит ра­нее усвоенную информацию и применяет ее в деятельности, но и преобразует ее для использования в нестандарт­ных (нетиповых) условиях.

Продуктивная деятельность это удел и отличительная способность человека, одаренного изобретательным сознанием и мыслящим мозгом, способ­ным не только воспроизводить усвоенную информацию, но и преобразовывать ее таким образом, что порождается но­вая, ранее неизвестная информация, что и является отличи­тельной особенностью продуктивной деятельности.

Отличительная особенность человека, его сознания и мышления, состоит в том, что он может выполнять как ре­продуктивную, так и продуктивную деятельность при не­достатке информации, приобретая ее по ходу действия из других источников.

 

Различают пять уровней усвоения учебного материала.

"Нулевой" уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал. Условно деятельность учащегося на "нулевом" уровне называют Пониманием. При изучении иностранного языка на этом уровне происходит введение новой лексики по изучаемой теме или знакомство с формулой образования того или иного грамматического времени или явления. При работе на этом уровне необходима наглядность, которая помогает учащимся лучше запомнить слова, соотнести их с образом или объяснение нового слова при помощи известных, т.е. развивается речевая догадка.

Репродуктивная деятельность «с подсказкой» называ­ется «узнаванием». Это первый (начальный) уровень усвое­ния, его еще называют «знакомством». Подсказкой является не только помощь другого человека, но и любая помощь извне, которую получает испытуемый  при использовании любого внешнего источника информации о правилах выполне­ния деятельности: справочник, инструкция, учебник, на­ставник, инструктор и т. п. Происходит узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. На этом уровне происходит узнавание новой лексики или грамматического явления в текстах и речи учителя, отработка изученного в упражнениях.

 

Следующий уровень усвоения деятельности это ре­продуктивная деятельность по памяти, когда все необхо­димые правила действия воспроизводятся испытуемым самостоятельно, поскольку они надежно закреплены в его долговременной памяти. Это второй уровень усвоения и второй уровень возможного мастерства выполнения де­ятельности. Он  является развитием де­ятельности на первом уровне. На этом уровне учащийся без помощи извне (подсказки) воспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Т.е. учащийся может высказаться по новой теме, дать свою оценку, принять участие в беседе по заданной теме, а также использовать новую грамматическую структуру в своей речи. Деятельность второго уровня условно называют Воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-копии.

 

Третьим уровнем усвоения является такое усвоение ин­формации учащимся, при котором он достигает умения применять ее в нестандартных ситуациях и при решении нетиповых задач. При этом испытуемый изменяет (преоб­разовывает) исходные условия задачи, чтобы свести их к ранее изученным типовым методам решения. Эта деятель­ность названа эвристической, как и уровень усвоения. В ходе деятельности на этом уровне учащийся усваивает новую для себя информацию и обога­щает свой опыт по отношению к тому опыту, которым он уже владеет на уровнях 1 и 2. Это, однако, субъективно новая информация, то есть новая только для учащегося, но хорошо известная в науке. Эвристическая деятельность требует от учащегося не только хорошего запоминания ин­формации,  но и развитых умений рассуждения и мышления. Деятельность третьего уровня условно называют Применением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-умения. На этом уровне учащийся может самостоятельно составить диалог, сообщение по теме. Часто здесь применяется творческий подход к обучению, т.е. создать проект, красочно оформить  и защитить его, сочинить стихотворение, или перевести его в стихотворной форме.

Высшим, четвертым возможным уровнем усвоения яв­ляется творческое усвоение информации о некоторой деяте­льности. На этом уровне испытуемый демонстрирует умения выполнять исследовательскую и изобретательскую деятельность, которые приносят человечеству так называе­мую объективно новую информацию, то есть информацию, обогащающую существующую науку. Люди, способные вы­полнять творческую деятельность, обладают ярко выражен­ной одаренностью к какой-либо ее разновидности: физике или литературе, шахматам или баскетболу, рисованию, пе­нию или танцам. Такие ярко одаренные личности проявля­ются в виде творцов уже в раннем детстве, импровизируя в данном виде деятельности и успешно подражая мастерам. Творческая деятельность это высший уровень развития человеческой способности к применению ранее усвоенной информации путем ее преобразования, совершенствования и создания ее логически развивающихся продолжений. Но­вая информация не возникает из ничего, это всегда лишь новые решения старых проблем. Объективно наблюдаемые уровни усвоения, как некоторые ступени развития мастерства человека в ходе его обучения и приобрете­ния опыта работы, показывают, что творческая деятель­ность это логический результат подъема по ступенькам с 1 по 4 уровень. Этот подъем, возможный для любого человека, совершается только при условии его специальной одарен­ности к овладению данным видом деятельности и образо­вании, успешно развивающему его задатки. Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).

Эти показатели классифицируют глубину проникновения и качество владения учащимися учебным материалом. Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебного комплекса и на их основе определять его состав.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Сова14 (28.01.2013)
Просмотров: 30275 | Теги: усвоение информации | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0