Главная » Статьи » Мои статьи |
Забота о
сохранении и преумножении культурного и интеллектуально-творческого потенциала
общества - одна из приоритетных задач нашего государства в области образования.
Общество нуждается в духовно и интеллектуально развитых, творчески одаренных
людях, способных быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия, пластично
изменять навыки своего мышления, видеть и решать проблемы, встающие перед
обществом. В связи с этим особенно остро стоит проблема развития общей
одаренности школьников, обучения и развития детей, чья любознательность и
потребность в познании выходит за пределы возможностей традиционной системы
обучения в школе. Отличаясь от своих сверстников в силу опережения в
интеллектуальном развитии, повышенных потребностей в познании мира, а также
особого психологического склада, такие ученики часто не находят удовлетворения
своим познавательным потребностям и возможностям в школьном обучении. В
результате этого такие дети начинают быстро снижать свои показатели развития, и
уже к концу обучения в начальной школе общество «теряет» едва ли не половину
наиболее способных к учению учащихся. Период же обучения в средней и старшей
школе является не менее важным этапом с точки зрения поддержки и развития
высоких интеллектуальных и творческих способностей. Именно в этот период
происходит становление таких когнитивно-личностных характеристик, от которых
зависит реализация одаренности ребенка во взрослой жизни. Приоритетными целями образования в этом
случае становятся: ·
развитие общей одаренности и формирование у ученика способности к
саморазвитию и творческому самоопределению в жизни; ·
развитие у учащихся целостной картины мира, обеспечивающей
развитие способности к творческому решению проблем; ·
развитие универсальных познавательных умений и навыков; ·
развитие индивидуальных способностей учащихся (интеллектуальных,
творческих, коммуникативных), обеспечивающих в дальнейшем реализацию
человеческого призвания; ·
развитие личности ребёнка как культурного, нравственного,
творческого и социально зрелого ученика.
Проектируя инновационные изменения в дидактической
подструктуре воспитательной системы школы, мы исходим из соблюдения ряда
условий: ·
Ученики
решают в процессе учения проблемы,
интересующие их и личностно значимые для них; ·
Учитель
проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким,
каков он есть; ·
Учитель
проявляет эмпатию к ученику – способность проникать в его внутренний мир,
понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой; ·
Учитель
обеспечивает средства учения учащихся, в том числе собственные знания, играет
роль помощника и стимулятора значимого учения; создает психологический комфорт;
обеспечивает свободу ученика. · Исходя из вышеперечисленных
организационно-педагогических условий в дидактической подструктуре
воспитательной системы школы определяются следующие позиции учителя и ученика. В воспитательной подструктуре в рамках
личностно-ориентированной технологии воспитания воспитатель побуждает учащихся
к нравственному выбору, формирует у детей общечеловеческие нормы
гуманистической морали: доброту, взаимопонимание, милосердие, веру в
созидательные возможности человека, терпимость по отношению к людям. Стратегической задачей воспитания в инновационной
образовательной среде школы является формирование творчески развитой личности
школьника. Ядром конструктируемой на ближайшие годы инновационной
воспитательной системы является педагогическая поддержка, которая основывается
на том, что: ·
учитель
должен ощущать в себе детство, развивать у себя способность к пониманию детей; ·
учитель
должен мудро относиться к поступкам детей, защищать их, не думать о них плохо; ·
учитель
не имеет права ломать детскую индивидуальность, а наоборот, должен выявлять,
направлять и развивать ее, помня, что ребенок находится в состоянии
самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
В этих условиях учителю
следует развивать в себе такие личностные качества как: · повышенная чувствительность к
потребностям учащихся, раскрытость и восприимчивость к ним; · способность к творчеству; · раскрытость на общение с людьми; · эмоциональная уравновешенность,
уверенность в себе; оптимизм, жизнерадостность; · способность к диалогической
интерпретации процессов обучения и воспитания; · придание процессу обучения личностной
окраски; · личный пример – как позитивное
подкрепление для самовоспитания учащихся; · стиль легкого, неформального, теплого
общения с детьми.
Цель образовательного
учреждения - создание учебной среды, направленной на развитие познавательных
способностей учащихся на основе внедрения проектных и компьютерных технологий. Результатом
освоения данной образовательной технологии является качественное изменение
содержания образования во всех областях. Интегрированная предметная среда и
проектная деятельность с применением универсальных информационных технологий
(УИТ) используется для развития социальных и коммуникативных умений,
способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения
жизненных задач в процессе обучения в школе.
В
средней и старшей школе широкое внедрение проектных технологий в учебный процесс
преследует следующие задачи:
Задачи,
решаемые педагогическим коллективом на данной ступени образования: ·
освоение учащимися теоретических основ
наук; ·
формирование целостной картины
мира; ·
развитие специальных и практических
способностей учащихся; ·
овладение навыками научно –
исследовательского труда, проектная деятельность; ·
психолого-педагогическая диагностика
профессиональной деятельности; ·
овладение основами профессий (на основе
профильной дифференциации); ·
мониторинг психологического, физического,
интеллектуального развития старшеклассников; ·
формирование личности, способной осознанно
оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость
ведения здорового образа жизни; ·
воспитание нравственной личности на основе
общечеловеческих ценностей, воспитание ответственного человека, терпимого к
другим людям, народам, языкам, идеям, обычаям; ·
создание условий для дифференциации
содержания обучения старшеклассников, построение индивидуальных траектории
образования; ·
расширение возможности социализации
учащихся. ·
создания безопасной, здоровьесберегающей среды, содержащей
необходимые для организации современного
образовательного процесса ресурсы; ·
ориентации содержания на приобретение учащимися основных компетентностей, особенно
навыков самоопределения и
жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность,
позитивное участие в общественной жизни, осознание ценности семьи и семейного
воспитания; ·
широкого внедрения ИКТ в процесс обучения и воспитания; ·
построения образовательного
процесса, в центре которого находятся интересы ребенка, используются
методы, стимулирующие мотивацию непрерывного образования и личную
ответственность ученика за результаты обучения. На примере
10 А класса мы видим, что школа успешно реализует важнейшую задачу
образовательного процесса - формирование у учащихся устойчивого интереса к
обучению и получению качественного образования. Педагогический коллектив
обеспечивает высокий уровень образования и развития творческих способностей
учащихся. Учащиеся
этого класса характеризуются эрудицией, большой познавательной активностью,
социальной компетентностью, разносторонним развитием, ярко выраженными лидерскими
и коммуникативными качествами. Высокий уровень результатов учащихся
обеспечивается инновационной деятельностью педагогического коллектива по
обновлению организации и содержания учебного процесса и воспитательной работы: ·
Массовое включение учащихся в интеллектуальную
творческую деятельность. ·
Формирование информационной компетентности учащихся ·
Рост уровня воспитанности и проявление гражданской
зрелости учащихся. ·
Профилактика правонарушений учащихся 10 А класс является профильным, таким
образом обеспечивается профессиональная компетенция учащихся. Участие учащихся в районном семинаре
по формированию здорового образа жизни, который проводился с участием родителей
и в форме «Кулинарного поединка», что позволило не только научить детей основам
здорового образа жизни, но и дало возможность им проявить свои творческие
способности, а также привлечь родителей к образовательному и воспитательному
процессу. Участие учащихся класса в проекте
«Роль витаминов в нашей жизни» позволило учащимся продемонстрировать отличное владение ИКТ и умение собирать и
анализировать информацию. Многие учащиеся реализовывали свои
интеллектуальные способности, участвуя в школьных и районных олимпиадах.
Федосова Лида заняла 3 место в районной олимпиаде по обществознанию. Ерпилева
Полина, Мелюкова Рита, Ахтырченко Роман, Ульянич Екатерина также заняли
призовые места в школьных предметных олимпиадах. В 2008\2009 учебном году учащиеся 10
А класса принимали участие в областном конкурсе «Лучший ученический коллектив»,
в ходе которого они показали свои творческие, интеллектуальные и личностные
способности и в результате получили номинацию «Лучший экологический класс». Надо
отметить, что большинство учащихся этого класса обладают повышенной мотивацией
и различными способностями, а школа и учителя создают все условия для
реализации их потенциала и стремятся
организовать такую развивающую среду, которая сможет сделать доступным
качественное образование, а также обеспечить социализацию учащихся
в новых экономических условиях. | |
Просмотров: 5505
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |