Главная » Статьи » Мои статьи

Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления и развития способностей каждого ребенка

 Забота о сохранении и преумножении культурного и интеллектуально-творческого потенциала общества - одна из приоритетных задач нашего государства в области образования. Общество нуждается в духовно и интеллектуально развитых, творчески одаренных людях, способных быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия, пластично изменять навыки своего мышления, видеть и решать проблемы, встающие перед обществом. В связи с этим особенно остро стоит проблема развития общей одаренности школьников, обучения и развития детей, чья любознательность  и потребность в познании выходит за пределы возможностей традиционной системы обучения в школе. Отличаясь от своих сверстников в силу опережения в интеллектуальном развитии, повышенных потребностей в познании мира, а также особого психологического склада, такие ученики часто не находят удовлетворения своим познавательным потребностям и возможностям в школьном обучении.  В результате этого такие дети начинают быстро снижать свои показатели развития, и уже к концу обучения в начальной школе общество «теряет» едва ли не половину наиболее способных к учению учащихся. Период же обучения в средней и старшей школе является не менее важным этапом с точки зрения поддержки и развития высоких интеллектуальных и творческих способностей. Именно в этот период происходит становление таких когнитивно-личностных характеристик, от которых зависит реализация одаренности ребенка во взрослой жизни.

Приоритетными целями образования  в этом случае  становятся:

·        развитие общей одаренности и формирование у ученика способности к саморазвитию и творческому самоопределению в жизни;

·        развитие у учащихся целостной картины мира, обеспечивающей развитие способности к творческому решению проблем;

·        развитие универсальных познавательных умений и навыков;

·        развитие индивидуальных способностей учащихся (интеллектуальных, творческих, коммуникативных), обеспечивающих в дальнейшем реализацию человеческого призвания;

·        развитие личности ребёнка как культурного, нравственного, творческого и социально зрелого ученика.

 

Проектируя инновационные изменения в дидактической подструктуре воспитательной системы школы, мы исходим из соблюдения ряда условий:

·          Ученики решают в процессе  учения проблемы, интересующие их и личностно значимые для них;    

·         Учитель проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков он есть;

·        Учитель проявляет эмпатию к ученику – способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой;

·         Учитель обеспечивает средства учения учащихся, в том числе собственные знания, играет роль помощника и стимулятора значимого учения; создает психологический комфорт; обеспечивает свободу ученика.

·          

Исходя из вышеперечисленных организационно-педагогических условий в дидактической подструктуре воспитательной системы школы определяются следующие позиции учителя и ученика.

В воспитательной подструктуре в рамках личностно-ориентированной технологии воспитания воспитатель побуждает учащихся к нравственному выбору, формирует у детей общечеловеческие нормы гуманистической морали: доброту, взаимопонимание, милосердие, веру в созидательные возможности человека, терпимость по отношению к людям.

Стратегической задачей воспитания в инновационной образовательной среде школы является формирование творчески развитой личности школьника. Ядром конструктируемой на ближайшие годы инновационной воспитательной системы является педагогическая поддержка, которая основывается на том, что:

·        учитель должен ощущать в себе детство, развивать у себя способность к пониманию детей;

·         учитель должен мудро относиться к поступкам детей, защищать их, не думать о них плохо;

·         учитель не имеет права ломать детскую индивидуальность, а наоборот, должен выявлять, направлять и развивать ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

 

В этих условиях учителю следует развивать в себе такие личностные качества

как:

·        повышенная чувствительность к потребностям учащихся, раскрытость и восприимчивость к ним;

·        способность к творчеству;

·        раскрытость на общение с людьми;

·       эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе; оптимизм, жизнерадостность;

·       способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;

·        придание процессу обучения личностной окраски;

·        личный пример – как позитивное подкрепление для самовоспитания учащихся;

·        стиль легкого, неформального, теплого общения с детьми.

 

Цель образовательного учреждения - создание учебной среды, направленной на развитие познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных и компьютерных технологий.

Результатом освоения данной образовательной технологии является качественное изменение содержания образования во всех областях. Интегрированная предметная среда и проектная деятельность с применением универсальных информационных технологий (УИТ) используется для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе.

 

В средней и старшей школе широкое внедрение проектных технологий в учебный процесс преследует следующие задачи:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся путем самостоятельной творческо-поисковой работы с применением УИТ;
  • Совершенствование технологического обучения и профессиональной ориентации учащихся на основе дифференцированного и индивидуально-групповых подходов;
  • Проведение пропаганды использования проектных технологий в повседневной жизни учащихся;

Задачи, решаемые педагогическим коллективом на данной ступени образования:

·        освоение учащимися теоретических основ наук;

·        формирование  целостной  картины мира;

·        развитие специальных и практических способностей учащихся;

·        овладение навыками научно – исследовательского  труда, проектная деятельность;

·        психолого-педагогическая диагностика профессиональной деятельности;

·        овладение основами профессий (на основе профильной дифференциации);

·        мониторинг психологического, физического, интеллектуального развития старшеклассников;

·        формирование личности, способной осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость ведения здорового образа жизни;

·        воспитание нравственной личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитание ответственного человека, терпимого к другим людям, народам, языкам, идеям, обычаям;

·        создание условий для дифференциации  содержания обучения старшеклассников, построение индивидуальных траектории образования;

·        расширение возможности социализации учащихся.

·         создания безопасной, здоровьесберегающей среды, содержащей необходимые для  организации современного образовательного процесса ресурсы;

·         ориентации содержания на приобретение учащимися   основных компетентностей, особенно навыков  самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность, позитивное участие в общественной жизни, осознание ценности семьи и семейного воспитания;

·         широкого внедрения ИКТ в процесс обучения и воспитания;

·         построения образовательного  процесса, в центре которого находятся интересы ребенка, используются методы, стимулирующие мотивацию непрерывного образования и личную ответственность ученика за результаты обучения.

 

На примере 10 А класса мы видим, что школа успешно реализует важнейшую задачу образовательного процесса - формирование у учащихся устойчивого интереса к обучению и получению качественного образования. Педагогический коллектив обеспечивает высокий уровень образования и развития творческих способностей учащихся. Учащиеся этого класса характеризуются эрудицией, большой познавательной активностью, социальной компетентностью, разносторонним развитием, ярко выраженными лидерскими и коммуникативными качествами.  Высокий уровень результатов учащихся обеспечивается инновационной деятельностью педагогического коллектива по обновлению организации и содержания учебного процесса и воспитательной работы:

·        Массовое включение учащихся в интеллектуальную творческую деятельность.

·        Формирование информационной компетентности учащихся

·        Рост уровня воспитанности и проявление гражданской зрелости учащихся.

·        Профилактика правонарушений учащихся

10 А класс является профильным, таким образом обеспечивается профессиональная компетенция учащихся.

Участие учащихся в районном семинаре по формированию здорового образа жизни, который проводился с участием родителей и в форме «Кулинарного поединка», что позволило не только научить детей основам здорового образа жизни, но и дало возможность им проявить свои творческие способности, а также привлечь родителей к образовательному и воспитательному процессу.

Участие учащихся класса в проекте «Роль витаминов в нашей жизни» позволило учащимся продемонстрировать  отличное владение ИКТ и умение собирать и анализировать информацию.

Многие учащиеся реализовывали свои интеллектуальные способности, участвуя в школьных и районных олимпиадах. Федосова Лида заняла 3 место в районной олимпиаде по обществознанию. Ерпилева Полина, Мелюкова Рита, Ахтырченко Роман, Ульянич Екатерина также заняли призовые места в школьных предметных олимпиадах.

В 2008\2009 учебном году учащиеся 10 А класса принимали участие в областном конкурсе «Лучший ученический коллектив», в ходе которого они показали свои творческие, интеллектуальные и личностные способности и в результате получили номинацию «Лучший экологический класс».

Надо отметить, что большинство учащихся этого класса обладают повышенной мотивацией и различными способностями, а школа и учителя создают все условия для реализации их потенциала и  стремятся организовать такую развивающую среду, которая сможет сделать доступным  качественное образование, а также обеспечить социализацию учащихся в  новых экономических условиях.

Категория: Мои статьи | Добавил: Сова14 (22.01.2013)
Просмотров: 3448 | Теги: развитие способностей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0